Взаимодействие с Китаем заняло первое место в списке приоритетов правительства на 2023 год

Михаил Мишустин выступил в Госдуме с ежегодным отчетом правительства. Если кратко обозначить итоги 2022-го, то это был год «пересборки хозяйственных связей». Мишустин перечислил шесть задач на 2023 год. И первый пункт в этом списке – укрепление взаимодействия с союзниками, прежде всего с Китаем. Вскоре будет утвержден российско-китайский «План-2030». Также среди задач – технологический и финансовый суверенитет, опережающее развитие инфраструктуры, повышение благосостояния граждан, народосбережение. Экономисты, в свою очередь, считают, что уже пора максимально четко обозначить приоритеты и в промышленной политике.

Российская экономика вернулась на траекторию роста, объявил премьер Михаил Мишустин, выступая в четверг в Госдуме. «Теперь даже некоторые международные организации прогнозируют нам позитивную динамику по итогам 2023 года. И выход на темпы роста ВВП выше развитых стран в 2024 году», – сообщил он. При том что Россия пережила очень сложный адаптационный период. Как отметил премьер, 2022-й стал «годом пересборки хозяйственных связей».

Мишустин рассказал, на основе каких 12 приоритетов была выстроена работа правительства: список включает важнейшие пункты – от сохранения макроэкономической стабильности, развития социальной сферы, сохранения качества жизни граждан, включая удовлетворение внутреннего спроса, и до вопросов обеспечения технологического суверенитета, развития регионов, удовлетворения потребностей экономики в финансовых ресурсах.

Теперь, в 2023-м, необходимо решить еще целый ряд задач. «Все они были определены президентом в декабре. Их шесть», – пояснил Мишустин и подробно описал каждую.

Первая задача: «В приоритете правительства – укрепление взаимодействия с нашими союзниками, поиск перспективных партнеров». «Важное значение мы придаем развитию торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с Китаем», – пояснил Мишустин. Он сообщил, что в ближайшее время будет утвержден российско-китайский «План-2030», который «будет включать все магистральные направления совместной работы с нашими китайскими партнерами».

В текущем году Россия председательствует в органах Евразийского экономического союза. «Планируем принимать меры для увеличения совместных проектов в энергетике, в транспорте, в цифровой трансформации. Основное внимание направим на формирование альтернативных логистических цепочек, улучшение нашего общего инвестиционного климата», – отметил председатель правительства. При этом транспортные коридоры должны выстраиваться в соответствии с потребностями в экспорте, импорте.

Вторая задача – укрепление технологического суверенитета. «Надо обеспечить наличие на внутреннем рынке всех необходимых разработок, их полноценное включение в экономический оборот, – пояснил Мишустин. – Продолжим проекты, нацеленные на выпуск конкурентной продукции. В первую очередь для замены поставок из недружественных стран будем создавать новые цепочки добавленной стоимости, при этом поддерживая различными инструментами бюджетного финансирования или гибкой таможенно-тарифной политикой».

«В течение месяца будут подготовлены предложения по предоставлению налоговых льгот на приобретение отечественного высокотехнологического оборудования», – объявил Мишустин. В помощь промышленности были запущены промышленная ипотека, новый режим для индустриальных кластеров. Все это будет развиваться и дальше, в том числе с учетом того, что «технологии должны прийти и в здравоохранение». Успешное развитие социальных сфер зависит в том числе от возможностей, которыми обладает отечественная индустрия.

«В следующие несколько лет важно добиться стабилизации индекса промышленного производства. Рассчитываем, что в 2024-м данный показатель вырастет примерно на 2%», – уточнил также Мишустин.

Третья задача – «достижение финансового суверенитета страны». «Доступ к западным ресурсам сейчас закрыт, но это хорошая возможность для того, чтобы продолжать развивать собственный фондовый рынок и банковский сектор, расширить набор инструментов для привлечения длинных денег в экономику», – пояснил премьер. Планируется увеличить объемы долгосрочных сбережений и приток инвестиций на финансовый рынок. Для повышения привлекательности новых механизмов появится единый налоговый вычет.

Четвертая задача связана с дальнейшим развитием по всей стране необходимой транспортной инфраструктуры с использованием механизма опережающего финансирования. Мишустин напомнил и об утвержденном пятилетнем плане дорожной деятельности. Он оценивается примерно в 13 трлн руб., за счет которых будет построено и приведено в надлежащее состояние около 140 тыс. км дорог. «Такой масштабной программы в этой сфере не было последние 30 лет», – обратил внимание глава правительства.

«Нарастим и ресурс инфраструктурных бюджетных кредитов. Добавим к уже распределенному 1 трлн руб. 250 млрд на обновление ЖКХ, транспортные и социальные объекты, – уточнил Мишустин. – Причем 100 млрд из этих средств предусмотрены для наших дальневосточных регионов».

Пятая задача на текущий год – повышение благосостояния граждан. «По поручению президента проведем индексацию минимального размера оплаты труда (МРОТ) с 1 января следующего года на 18,5%», – сообщил Мишустин.

В фокусе внимания работники бюджетной сферы, наиболее уязвимые категории граждан, пенсионеры. В частности, как уточнил премьер, уже с 1 апреля будут повышены социальные пенсии в дополнение к проведенной в июне 2022-го индексации: «Таким образом, всего за год социальные пенсии вырастут более чем на 13,5%».

«Мы и в целом совершенствуем систему социальных гарантий, чтобы они предоставлялись своевременно и в полном объеме, в удобной форме без излишней бюрократии», – добавил премьер-министр, напомнив о создании с текущего года новой структуры – Фонда пенсионного и социального страхования, а также о введении единого тарифа страховых взносов.

«Теперь об основной задаче правительства – о народосбережении, – продолжил Мишустин. – Ее важная часть – защита материнства и детства». Правительство продолжит повышать эффективность обязательного медицинского страхования, делать более доступным современное и качественное здравоохранение. Мишустин рассказал о целостной системе господдержки – начиная с беременности женщины и до достижения ребенком 17 лет.

Эксперты проанализировали, какие важнейшие темы были затронуты в отчете и на чем необходимо сделать дополнительные акценты. Как пояснил замдиректора «Центра развития» НИУ ВШЭ Валерий Миронов, на фоне снижения объемов поступления экспортной выручки от энергоносителей с традиционных для России рынков и ухода с российского рынка ряда западных поставщиков «сутью новой модели может быть освоение освободившихся ниш на внутреннем рынке и выход на новые экспортные рынки на базе глобальных трендов – углубления цифровой трансформации экономики, повышения уровня экономического суверенитета до разумных пределов». В отчете, по его словам, предложен ряд мер в этих направлениях.

Экономист также отметил ту помощь, которая оказывалась системообразующим компаниям, важнейшим отраслям, бизнесу, меры по развитию инфраструктуры, но отметил, что «недостает пока четко встроенных приоритетов промышленной политики». Кроме того, по его мнению, «тема ускорения инноваций должна рассматриваться активнее». 

Председатель совета директоров группы Finbridge Леонид Корнилов указал на важность таких тем, как стабилизация финансовой и платежной системы, поддержка бизнеса. «Некоторые системные решения уже приняты и дали свои результаты: упрощение регистрации малого и среднего бизнеса, расширение льготных кредитных программ», – продолжил первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.

Но Корнилов при этом пояснил: «Финансируя малый и средний бизнес, мы видим, что ряд предпринимателей воспользовался этой помощью. Однако она была ограничена рядом отраслей». Переход к новой модели экономического развития невозможен без развития предпринимательства, а для этого государственная помощь должна распространиться на все сектора экономики, финансирование – стать доступным для небольших предприятий, говорит он. По мнению Сигала, в дальнейшем, вероятно, активную поддержку получат предприниматели, которые сделают упор на отечественного потребителя.

В свою очередь, сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов обратил внимание на аспекты, связанные со здравоохранением. «Озвученные инициативы по строительству новых больниц, повышению доступности высокотехнологичной помощи, реабилитации – крайне важны, и мы видим отклик на эту работу со стороны пациентов», – говорит он.

Но Власов отметил и другой момент: «В отчете прозвучало, что усилена борьба с социально значимыми заболеваниями. На наш взгляд, борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями также имеет важный социальный и экономический характер». Так что, по его мнению, нужно дополнить перечень заболеваний, подлежащих льготному лекарственному обеспечению, требуется пожизненное льготное лекарственное обеспечение пациентов с хронической сердечной недостаточностью и т.д.

Но хоть ряд вопросов и остались за кадром – например, как уточнил доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г.В. Плеханова Артем Люкшин, недостаточно внимания было уделено развитию сегментов финансового рынка РФ в условиях санкций, не хватило обсуждения ситуации с курсом рубля, – однако в целом отчет, по его словам, «позволяет сделать выводы о колоссальной работе, которая ведется для налаживания функционирования и обеспечения развития всей экономической системы России».

«Отчет правительства можно назвать сбалансированным, – резюмировал эксперт консалтинговой группы «Полилог» Александр Хазариди. – Серьезный упор сделан на социальный блок: премьер много и подробно говорил как об обкатанных годами практиках поддержки россиян, так и о новых, введенных за последний год». Это сигнал населению, что, несмотря на санкции и внешнее давление, никаких изменений в отношениях государства и общества не планируется: выплаты сохраняются, пенсии индексируются, а аварийное жилье расселяется, пояснил эксперт.

Были продублированы, по его словам, и президентские посылы для российских предпринимателей и иностранных инвесторов о поддержке бизнеса, смягчении проверок и создании инвестпрограмм. Главный же месседж, по оценкам эксперта, можно сформулировать так: правительство и регионы не просто справились с внешним кризисом, но и сформировали четкий план дальнейших действий.

«Новая модель российской экономики с ростом собственного производства, с опорой на внутренние силы страны (технологический суверенитет), с расширением экономических и политических контактов со странами Глобального Юга и особенно с Китаем, а также с повышением социальной роли бизнеса – все это было затронуто в отчете, – пояснил Хазариди. – Причем не только с итогами прошлого года, но и с планами на будущее по каждому из этих направлений».

Источник: Независимая газета