Модель социального партнерства для социализации школьников с ментальными нарушениями разработана с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Одна из важнейших задач современного общества – интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья в современное общество. Каждая группа людей с ограничениями здоровья требует особого подхода к социализации. При этом важно, чтобы социализация шла в двух направлениях – во-первых, оснащение людей с ограниченными возможностями здоровья трудовыми навыками, обеспечение получения ими необходимого социального опыта, формирование у них положительного отношения к труду и положительному образу себя в труде, во-вторых, формирование у окружающих такого отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, которое обеспечит инклюзию.

Работа в обоих направлениях затруднена.

При работе в направлении, связанном с воздействием на людей с ограниченными возможностями здоровья (формирование у них образовательных результатов и ценностных установок) приходится сталкиваться со следующими проблемами:

- отсутствие связи возможной профессиональной подготовки с возможностью трудоустройства,

- отсутствие подготовленных человеческих ресурсов для индивидуального сопровождения профессиональной подготовки инвалидов,

- отсутствие рабочих мест,

- негативное отношение к инвалидам со стороны потенциальных работодателей и сотрудников (восприятие инвалида как человека, с появлением которого на предприятии возникают дополнительные сложности).

Работа со здоровыми людьми еще более затруднена: если с инвалидами работают профессионалы (которых недостаточно, но которые находятся в статусе, позволяющем целенаправленно воздействовать на индивида), то работа со здоровыми – это, как правило, кампанейщина (разовые акции, информационные вбросы в СМИ с целью поднятия проблемы), а не постоянная работа. Кроме того, работа со взрослыми здоровыми людьми по понятным причинам не всегда возможна: в отличие от инвалидов, они, как правило, не имеют постоянных наставников, тем более работающих именно в этом направлении.

Социализация инвалидов с умственной отсталостью, даже в легкой степени, еще более затруднена из-за сниженного контроля инвалида за проявлением своих эмоций, из-за особенностей поведения, связанных с низким интеллектуальным уровнем, из-за предубеждений социума в отношении обучаемости людей с ментальными нарушениями.

Социализацию инвалидов с ментальными нарушениями, как и других инвалидов, необходимо начинать в раннем возрасте. В основном нагрузка по работе в этом направлении ложится на школу, т.к. семьи либо изначально имеют проблемы с социализацией, либо родители из-за общей усталости (при организации жизни ребенка с интеллектуальными нарушениями приходится затрачивать существенно больше усилий, чем в случае со здоровыми детьми) не могут в достаточной степени проявлять терпение и затрачивать дополнительные усилия.

Работа школы по социализации подростков с ментальными нарушениями регламентировала приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». В документе определены требования к личностным результатам. Они включают «овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию».

Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием в том числе внеурочной деятельности, включающей среди прочих социальное, общекультурное развитие в таких формах, как индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции, соревнования, общественно полезные (трудовые) практики и т.д.

Обучающимся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) среди прочих необходимо овладение следующими личностными результатами:

- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- формирование готовности к самостоятельной жизни.

Образовательные организации, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы и работающие в соответствии со стандартом над достижением упомянутых выше результатов, сталкиваются со следующими проблемами.

Отсутствие достаточного количества мест для прохождения трудовой практики. В населенных пунктах с разными характеристиками проблема может стоять с меньшей или большей остротой. Так, Таганрогская коррекционная школа № 19 имеет налаженные контакты со швейной фабрикой, где организуется трудовая практика для девочек с ментальными нарушениями и где эти девочки впоследствии могут получить постоянную работу. Ситуация с мальчиками более сложная – найти место для трудовой практики на действующих предприятиях не удается.

Отсутствие в местах для прохождения трудовой практики лиц для индивидуально-группового сопровождения работы школьников. Особенности поведения и интеллектуальная недостаточность требуют большего, нежели в ситуации с обычным обучающимися, контроля со стороны взрослых как в процессе обучения трудовым навыкам, так и при постоянной работе. При работе с этой категорией школьников особенно необходимо терпение и крайне важна демонстрация этически корректного поведения. Сил работников школы для полноценного сопровождения трудового процесса не хватает. Перекладывание же ответственности на сотрудников предприятия-партнера чревато отказом последнего от сотрудничества из-за невозможности справиться с нагрузкой.

Отсутствие общения с взрослыми и сверстниками за пределами школы. Любые специально организованные мероприятия часто воспринимаются партнерами как обуза, что сказывается на качестве общения со сверстниками и взрослыми и не обеспечивает полноценную социализацию.

Очевидно, что организация социализации школьников с ментальными нарушениями требует значительных усилий и что не все эти усилия может прикладывать школа из-за ограниченности ресурса.

В то же время существуют общественные организации, созданные для работы с инвалидами, имеющие налаженные связи с большим кругом партнеров, имеющие опыт работы с добровольцами и способные скоординировать усилия школы и различных партнеров для обеспечения школьников с ментальными нарушениями и местом для прохождения трудовой практики, и сопровождающими работу школьников, и партнеров, которые будут заинтересованы во взаимодействии с детьми с ментальными нарушениями.

ОПИСАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МОДЕЛИ И МЕХАНИЗМА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Для решения проблемы, связанных с социализацией школьников с ментальными нарушениями и не решаемых средствами медицины, необходимо проводить в первую очередь работу по следующим направлениям:

- трудовая реабилитация,

- социальная реабилитация.

Трудовая реабилитация школьников с ментальными нарушениями требует, во-первых, привлечения партнера, обеспечивающего школьников рабочими местами, предполагающими выполнение школьниками посильной работы, во-вторых, привлечения добровольцев для индивидуально-группового сопровождения работы школьников.

В настоящей модели в качестве партнера, обеспечивающего школьников рабочими местами, выбраны православные приходы. Партнерство с приходами не предполагает получение школьниками заработной платы за свой труд, т.к. все работники прихода такой заработной платы не получают и трудятся на добровольных началах. Однако в приходе можно подобрать школьникам посильную работу, например, сортировка одежды, уборка территории, посильные столярные работы и т.п. Таким образом, школьники приобретут требуемые трудовые навыки, которые потом смогут использовать при трудоустройстве. Помимо собственно трудовых навыков, школьники получают опыт трудового взаимодействия с взрослыми, не вовлеченными в систему медицинской помощи и образования, причем эти взрослые верующие, они имеют достаточный нравственный стержень, чтобы общаться со школьниками этично, с пониманием относиться к особенностями поведения и интеллектуальной недостаточности, кроме того, у них нет вредных привычек.

В случае если все же проблемы с взаимодействием возникнут, поддержку может оказать настоятель прихода. Наставления его являются естественной работой с прихожанами, т.е. здесь мы имеет ситуацию, когда на взрослых людей можно целенаправленно воздействовать и формировать у них такое отношение к инвалидам, которое обеспечит инклюзию последних.

Добровольцев для индивидуально-группового сопровождения работы школьников обеспечивает общественная организация. В качестве добровольцев выступают добровольцы, с которыми у общественной организации есть налаженное взаимодействие, а также вновь привлекаемые под задачу добровольцы, в том числе родители школьников.

Трудовая реабилитация на базе православных приходов требует выполнения партнерами ряда обязательств.

Обязательства коррекционной школы

- обеспечивать доставку школьников в приходы в соответствии с графиком,

- обеспечивать наличие у школьников рабочей одежды,

- обеспечивать обсуждение педагогов со школьниками их успехов и неудач, формировать и поддерживать позитивное отношение к труду,

- обеспечивать присвоение школьниками правил взаимодействия с прихожанами.

Обязательства приходов

- обеспечивать школьников работой к моменту их присутствия в рамках трудовой практики,

- определять и при необходимости корректировать состав работ в зависимости от способности школьников с ментальными нарушениями справиться с трудовыми действиями,

- обеспечивать силами работников прихода разъяснение школьникам и сопровождающим порядка и деталей выполнения работ,

- обеспечить обратную связь по результатам труда школьников силами работников прихода,

- обеспечить этически приемлемое отношение к школьниками с ментальными нарушениями со стороны работников прихода и прочих прихожан,

- способствовать духовному развитию школьников с ментальными нарушениями.

Обязательства общественной организации

- набрать добровольцев для обеспечения индивидуально-группового сопровождения работы школьников,

- провести инструктаж добровольцев по вопросам взаимодействия со школьниками с ментальными нарушениями, по вопросам взаимодействия с работниками прихода и прочими прихожанами,

- обеспечивать присутствие достаточного количества добровольцев во время прохождения школьниками с ментальными нарушениями трудовой практики в приходе,

- координировать взаимодействие коррекционной школы и приходов.

Социальная реабилитация школьников с ментальными нарушениями требует, во-первых, привлечения партнеров, обеспечивающих общение школьников вне коррекционной школы с взрослыми, не вовлеченными в оказание школьникам медицинских или образовательных услуг, во-вторых, организации посещения школьниками культурных и образовательных мероприятий, имеющих содержание, посильное для освоения школьниками с ментальными нарушениями и предполагающее общение со здоровыми детьми (не обязательно сверстниками), в-третьих, привлечения добровольцев для сопровождения школьников.

В качестве партнеров, обеспечивающих общение школьников вне коррекционной школы с взрослыми, не вовлеченными в оказание школьникам медицинских или образовательных услуг, могут выступать любые организации, где взрослым требуется организация общения с любыми людьми. Такими организациями могут быть пансионаты длительного пребывания, а также дома-интернаты для престарелых и инвалидов. Клиенты таких организаций нуждаются в организации досуга, в организации общения, в том числе с детьми. Кроме того, особенности здоровья подопечных дома-интернаты для престарелых и инвалидов позволяют обеспечить школьникам с ментальными нарушениями опыт общения с людьми, которые больше, чем сами школьники, нуждаются в особой заботе, внимании, общении.

Еще одним партнером являются православные приходы, которые могут обеспечить общение прихожан со школьниками в рамках своих мероприятий, например, в ходе праздника древонасаждения.

В качестве культурных и образовательных мероприятий, имеющих содержание, посильное для освоения и предполагающее общение со здоровыми детьми, можно включить в социальную реабилитацию посещение театров и детских праздников, экскурсии по тематике духовно-нравственного развития (например, паломничество по святым местам в сопровождении настоятеля одного из приходов), по тематике трудовой деятельности (экскурсия на предприятие, в специализированный центр для детей, посвященный представлению разных профессий, и т.п.).

Добровольцев для сопровождения школьников обеспечивает общественная организация. В качестве добровольцев выступают добровольцы, с которыми у общественной организации есть налаженное взаимодействие, а также вновь привлекаемые под задачу добровольцы, в том числе родители школьников.

Социальная реабилитация с предложенным подходом требует выполнения партнерами ряда обязательств.

Обязательства коррекционной школы

- обеспечивать подготовку и участие школьников в запланированных выездных мероприятиях в доме-интернате для престарелых и инвалидов,

- обеспечивать посещение школьниками театров, детских праздников, а также экскурсий по тематике духовно-нравственного развития и по тематике трудовой деятельности,

- обеспечивать присвоение школьниками правил взаимодействия с другими участниками мероприятий.

Обязательства приходов

- провести экскурсии по святым местам для школьников с ментальными нарушениями,

- обеспечить участие школьников в мероприятии совместно с прихожанами.

Обязательства дома-интерната для престарелых и инвалидов

- обеспечить аудиторию для подготовленного школьниками мероприятия,

- подготовить подопечных к взаимодействию со школьниками с ментальными нарушениями.

Обязательства общественной организации

- набрать добровольцев для обеспечения сопровождения работы школьников,

- обеспечивать присутствие достаточного количества добровольцев для каждого запланированного мероприятия,

- координировать взаимодействие коррекционной школы и дома-интерната для престарелых и инвалидов.