Правительство пытается подстраховаться на случай нехватки патентованных иностранных лекарств

Отечественные производители лекарств получат дополнительную финансовую помощь, чтобы «подстелить соломки» на случай ухода иностранных компаний, владеющих патентами на важнейшие лекарства. Лекарства, как и продовольствие, формально не попали под санкции, но проблемы с поставками и взаиморасчетами периодически возникают. Об этом, в частности, сообщают пациенты, которые сталкиваются с нехваткой привычных лекарств.

Правительство окажет дополнительную поддержку отечественным фармпроизводителям, которые смогут получить субсидии от государства на разработку и последующую регистрацию отечественных препаратов, аналоги которых сейчас находятся под действием зарубежных патентов, заявил в понедельник глава кабинета Михаил Мишустин на совещании со своими заместителями.

Речь идет о наиболее востребованных пациентами, стратегически значимых медикаментах, отметил он. Размер финансирования таких инновационных проектов составит от 50 млн до 100 млн руб. «Участвовать в программе будут только те организации, которые имеют достаточный опыт и компетенции в этой сфере, – подчеркнул Мишустин. – Средства пойдут на приобретение оборудования и оплату труда сотрудников, которые заняты непосредственно замещением лекарств. Такое решение поможет оперативно наладить собственное производство после окончания действия зарубежного патента. Это особенно важно в условиях внешнего давления, которое мы сегодня наблюдаем».

Несмотря на меры правительства, с некоторыми, в том числе критически важными для здоровья лекарствами продолжают возникать проблемы. РИА Новости рассказывает о том, как с прилавков исчезают (потом, правда, вновь появляются) целые группы лекарств. Больше всего посетители аптек, опрошенные агентством, жаловались на нехватку антибиотиков, нурофена для детей, москвичи не могут найти остеогенон для восстановления костной ткани. Даже врачи сообщают о дефиците или полном исчезновении некоторых противоопухолевых препаратов, седативных и антидепрессантов, средств для лечения астмы.

Дефицита лекарств по международным непатентованным наименованиям в России нет, а временное отсутствие конкретного торгового наименования в аптеке не является признаком дефицита, так как терапевтический эффект лекарств с одним действующим веществом идентичен, сообщили РИА Новости в пресс-службе Росздравнадзора в воскресенье.

О том, что дефицита лекарств нет, не устают повторять чиновники из Минздрава. «Дефицита лекарств и медицинского оборудования в России нет, разработаны и внедрены механизмы для быстрого решения сложностей, если они возникают», – заявил министр здравоохранения Михаил Мурашко в конце марта. В начале апреля мысль повторил его заместитель Сергей Глаголев. Он отметил, что в стране обеспечена инвентаризация жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в режиме реального времени.

«По основным перечням лекарственных средств у нас нет проблем, продукция тех немногих иностранных производителей, что ушли с нашего рынка, либо уже заместилась, либо в ближайшее время заместится аналогами, в том числе отечественными, – сказала «НГ» директор Института экономики здравоохранения ВШЭ Лариса Попович. – При этом система контроля качества наших лекарств не отличается от мировых стандартов. Препараты проходят такую экспертизу качества, жесткость которой иногда представляется даже избыточной. Проверяются не только производственные процессы на заводах. Росздравнадзор выборочно проверяет все партии уже готовой продукции. Просто нужно понимать, что любые аналоги по своему эффекту могут отличаться от оригинальных препаратов на несущественные в клиническом плане величины. Для препаратов-аналогов это небольшое отклонение фармакодинамики или фармакокинетики допустимо во всем мире».

«В заявлении премьер-министра Мишустина речь идет о так называемом механизме «продукты на полку», который планируется запустить в этом году, – пояснили «НГ» в Минздраве. – Он направлен на поддержку разработки аналогов препаратов, находящихся под патентной защитой». Ранее об этом механизме рассказывал вице-премьер, глава Минпромторга Денис Мантуров. Он назвал его новым стимулом для разработчиков препаратов-аналогов, которые можно быстро вывести на рынок, если прекратятся поставки импортных лекарств.

«То, о чем говорил глава правительства сегодня, – это дополнительные меры поддержки и развитие собственных компетенций в сфере лекарственного обеспечения. Нам нужна страховка на случай, если все же ситуация ухудшится и с рынка решат уйти те, кто поставляет нам сейчас жизненно важные препараты. Кроме того, Минпромторг подготовил специальную программу для потенциального замещения тех импортных лекарств, которые жизненно нужны нашим пациентам, в том числе препаратов, находящихся под патентом, – поясняет Попович. – Мы готовим основу для быстрого дублирования препаратов на собственных мощностях на тот случай, если патентодержатель вдруг все же решит уйти. Он должен будет понимать, что у РФ будет возможность производства аналогичной молекулы».

Фарминдустрия получает беспрецедентную поддержку от властей в виде субсидий, обнуления некоторых налогов, их «заливают» деньгами, чтобы рынок в итоге не ощущал нехватки препаратов, продолжает Попович. «За 2022 год снизилась отгрузка препаратов в упаковках, но это даже хорошо, поскольку в 2021 году был ажиотажный спрос и высокая база для сравнения. Сейчас рынок стабилизировался и в денежном выражении даже вырос почти на 12%. Люди стали более избирательно подходить к выбору препаратов, а государство стало больше закупать более дорогостоящих, но более эффективных лекарств. Кроме того, активно увеличивается доля отечественных препаратов в списке стратегических значимых лекарств – она уже превысила 80%, что очень важно для обеспечения лекарственного суверенитета страны. Рост мощностей, ввод новых заводов, развитие сферы отечественных исследований и разработок дают надежду на то, что полная «лекарственная безопасность» будет успешно достигнута», – говорит Попович.

По ее словам, временно возникающий дефицит тех или иных наименований лекарств в режиме онлайн отслеживается по каждому региону в Аналитическом центре правительства с помощью специальной программы. «Конечно, за полтора года можно было лучше научиться управлять поставками, чтобы не было поводов говорить о дефиците, но нужно учитывать, что организационные и логистические сложности по импорту продолжают оказывать свое воздействие, – говорит Попович. – Зато у нас постоянно расширяются списки жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), которые льготники получают в амбулаторном звене, а остальные больные получают бесплатно как в стационарах, так и в течение нескольких лет после выписки. Сейчас в этом списке более 800 наименований молекул, это более 2,5 тыс. торговых наименований. Расширен до 19 лет возраст участников программ предоставления дорогостоящих лекарств фондом «Круг добра», там также расширяется перечень закупаемых препаратов».

В общем объеме фармрынка России доля отечественных препаратов составляет 61,2% в упаковках и 35,1% в рублях, сообщал Минпромторг в 2022 году. При этом из списка ЖНВЛП в РФ могут производить половину. Доля импортируемых субстанций оценивалась на уровне 80% от общего объема необходимого сырья. Две трети лекарственных средств в натуральном выражении, обращающихся на российском рынке, производятся отечественными предприятиями, рассказывал Сергей Глаголев на открытии завода «Велфарм» в особой экономической зоне «Технополис Москва» в Зеленограде.

В конце марта в присутствии президента Владимира Путина были открыты еще три фармпредприятия в Калининграде, Саранске и Санкт-Петербурге. По словам Мантурова, в 2022 году производство субстанций для лекарств наладили семь предприятий, теперь этим занимаются около 100 фармкомпаний. По его словам, они обеспечивают полный цикл производства уже более половины номенклатуры жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. «В 2023 году рассчитываем охватить собственными субстанциями еще около 10% препаратов из этого перечня», – сказал он.

В дальнейшем создание подобных производств будет поддерживаться через новый механизм кластерной инвестиционной платформы. У Минпромторга в проработке 12 проектов на 80 млрд руб. под выпуск почти 150 видов субстанций. Речь о подборе и синтезе молекул, разработке технологий производства и организации серийного выпуска тысяч тонн фармсубстанций в год.

«Открытие новых заводов в разных регионах страны, многие из которых работают по полному циклу, говорит в пользу того, что фармацевтическая отрасль работает стабильно, последнее время показывает значительное развитие, которое находится в приоритете у государства», – сказала «НГ» директор Ассоциации независимых аптек, глава Альянса фармацевтических ассоциаций Виктория Преснякова. «Тотального дефицита лекарств нет и не предвидится. Если в аптеках временно отсутствует какое-либо торговое наименование лекарственных препаратов, это связано с разными индивидуальными для каждого наименования причинами. Это штатная ситуация, и она всегда имеет решение, в аптеках всегда найдется аналог, способный заменить тот или иной препарат, находящийся в дефектуре», – говорит она. 

Разговоры о том, что какие-то российские препараты хуже иностранных аналогов – это из области предрассудков, считает Попович. Если врач «скорой помощи», аптекарь или терапевт заверяют, что тот или иной отечественный препарат, например от скачка давления неэффективен, - это результат низкого уровня коммуникативной грамотности этих медиков, считает эксперт. «Тот или иной препарат, не важно импортный или отечественный, эффективен в разной степени в зависимости от точности установления диагноза и особенностей организма конкретного человека. Заявления о низком качестве препаратов со стороны медработников – это в высшей степени непрофессионализм, так как они ухудшают и так сложное психологическое состояние больного. Не говоря уже о том, что проблемы с ростом тревожности населения, начавшиеся в период пандемии, сейчас усилились на фоне текущей стрессогенной обстановки. Что действительно сейчас необходимо – это более серьезное обучение коммуникативной грамотности медицинского персонала и реализация государственной программы повышения психологической устойчивости населения», - говорит Попович.

«Мы считаем, что необходимы дополнительные меры государственной поддержки отечественной фарминдустрии с целью развития производства препаратов социально значимого характера, например, вакцин, - сказал «НГ» сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов. - Речь идет по сути о национальной лекарственной безопасности страны. Государственное регулирование цен на вакцины, включенные в Нацкалендарь профилактических прививок (НКПП), должно обеспечиваться с учетом цен на аналогичные препараты в референтных странах. Это требуется для развития собственных производств полного цикла на территории нашей страны и для обеспечения их рентабельности с учетом инвестиционного цикла. В течение длительного времени производство и реализация вакцин для государственных нужд остается для ряда производителей убыточным с учетом зарегистрированных предельных отпускных цен. В условиях низких закупочных цен на вакцины НКПП, производителям непросто реализовать свои планы по модернизации и техническому перевооружению производств этих вакцин, разрабатывать и выводить на рынок инновационные препараты».

Источник: Независимая газета