07/09/2010 в Минздравсоцразвития состоялась встреча Статс-секретаря - земестителя Министра здравоохранения и социального развития РФ Воронина Ю.В. и Директора Правового департамента Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Вельмяйкина С.Ф. с Президентом "Лиги пациентов" Саверским А.В.

Встреча была посвящена отзыву "Лиги пациентов" на проект закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности медицинских организаций перед пациентами".

В ходе обсуждения доводы отзыва "Лиги пациентов" заместителем Министра были приняты, как заслуживающие внимания и обсуждения в части: 1) неэффективности предложенного в проекте закона варианта о работе комиссий по расследованию; 2) конфликта интересов страховой компании, работающей в системе ОМС, и страхующей ответственность медицинских организаций; 3) возможности создания системы административной ответственности врачей; 4) ограничения возможности страховщиков в предъявлении медоргагнизациям регрессных исков; 5) отсутствия стимулов у медорганизации в улучшении работы с введением страхования ответственности.

Ю.В. Воронин предложил в качестве органа, выносящего решение по заявлению пациента о выплате страховки, рассмотреть надзорный орган (Росздравнадзор или его правопреемника), поскольку создание уполномоченного по правам пациентов в РФ - больше политическая задача, и такой орган в России традиционно не имеет полномочий по вынесению каких-либо юридически значимых решений, а значит не будет эффективен в достаточном объеме.

Саверский А.В. согласился с тем, что создание уполномченного по правам пациентов в России - непростая задача, поскольку его компетенция выходит за пределы обычных полномочий Уполномоченного по правам человека в РФ и Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ. Им было предложено разделить полномочия государственного надзорного органа, который должен составлять акты о наличии или отсутствии дефекта медпомощи и его связи с вредом для жизни или здоровья гражданина, а также осуществлять внутриведомственный контроль качества медицинской помощи, и осуществлять административное преследование медицинского персонала, причем делать он это должен юридически грамотно и объективно, для чего к квалификации его сотрудников должны быть предъявлены особые требования.  Однако, отметил он, такой орган не будет заниматься консультированием пациентов и поддержкой их в юридических разбирательствах, что является важнейшей проблемой для пациентов, и, собственно, их защитой. Эта проблема может быть решена созданием уполномоченного по правам пациентов или деятельностью общественной организации, поддержанной государством, чего Ю.В. Воронин не исключил.

Он так же заметил, что в конфликтных случаях, когда надзорный орган выносит решение о страховом случае, а страховая компания с этим не согласна, необходимо предусмотреть создание конфликтной комиссии, куда на паритетных началах войдут заинтересованные стороны, включая и защитников пациентов.

Стороны договорились о том, что доводы друг друга и их позиции будут осмыслены, а встречи будут периодическими.