Эпидемиологическая обстановка в России демонстрирует новые вызовы для системы здравоохранения, несмотря на отсутствие чрезвычайных ситуаций международного значения, сопоставимых со вспышкой COVID-19.

Последние десятилетия внимание фокусировалось на предотвращении развития хронических неинфекционных заболеваний, которые составляют одну из основных причин смертности в развитых странах. Сегодня вновь актуальна борьба с инфекциями. Корь и менингококк уже требуют проведения неотложной наверстывающей вакцинации.

Необходимость иммунизации населения для улучшения качества и продолжительности жизни россиян, способы невелирования рисков влияния внешних аспектов на процедуру вакцинопрофилактики при текущей системе планирования, обеспечение биологической безопасности государства ведущие специалисты в области здравоохранения обсудили на экспертной сессии IV Форума пациент-ориентированных инноваций.

Открывая дискуссию, директор проектов Всероссийского союза пациентов Олег Альмендеев отметил, что в текущей геополитической обстановке вопросы создания и укрепления иммунобиологического щита нашей страны приобретают все большую значимость: «Миграция населения, сопровождающаяся завозом инфекции, отсутствие прививок у граждан, приехавших в Россию из ближнего зарубежья, возникающая резистентность к антимикробным препаратам требуют системных мер по развитию отечественной системы вакцинопрофилактики. Прежде всего, речь идет о постоянном развитии Национального календаря профилактических прививок (НКПП). Несмотря на экономические преграды в документ как можно скорее необходимо включать вакцины против менингококковой и ротавирусной инфекций, вируса папилломы человека и ветряной оспы».

Вопросы финансирования НКПП сегодня стоят особенно остро. По разным оценкам, недостаток средств в программе составляет от 12 до 18 млрд рублей в год, а при ее расширении эта цифра существенно возрастет. Однако социальная и экономическая значимость инфекционных заболеваний должна быть ключевым фактором для принятия решения об их включении в перечень НКПП, уверены участники дискуссии. Тем более, что стоимость лечения этих заболеваний значительно превышает стоимость обеспечения вакцинами против них.

Директор института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ, к.б.н Лариса Попович в своем докладе представила статистику заболевания менингитом и схему расчета прогнозного социально-экономического выигрыша при вакцинации от него. В 2019 году в мире зафиксировано 2,51 млн случаев заболевания менингитом и 236 тысяч летальных исходов, из них на детей до 5 лет пришлось 1,28 млн случаев болезни и 112 тысяч смертей. При вакцинации от менингококковой инфекции малышей до года (в условной когорте 100 тысяч детей) зафиксировано только 10 случаев заболевания за 5 лет, без вакцинации – 36, а летальных исходов – 1 против 4. В 23,5 млн рублей оцениваются затраты на лечение невакцинированных детей, после вакцинации – 6,5 млн рублей. Социальные выплаты детям-инвалидам и их опекунам составляют 417,1 млн рублей против 115,2 млн рублей. «Мы видим, что суммарные выгоды кратно превышают затраты на вакцинацию от менингококковой инфекции, не говоря уже о том, что последствия менингита ужасны – ампутации конечностей, неврологические и когнитивные нарушения, потеря зрения и слуха. Летальность у детей – 25%. Это второе место в структуре детской смертности, – указала Лариса Попович. – Очевидно, что заболевание нуждается в управлении и предотвращении, а учитывая возрастающую резистентность, вакцинация является правильным выходом из ситуации».

Вице-президент Российской ревматологической ассоциации «Надежда» Полина Пчельникова обратила внимание на то, что несмотря на стабилизацию ситуации с заболеваемостью COVID-19, важно помнить о существовании группы пациентов, для которых вирус все еще остается опасным и которые остро нуждаются в профилактике коронавирусной инфекции. К этой группе относятся пациенты со сниженным иммунитетом, в том числе ревматологические пациенты, получающие иммуносупрессивную терапию. «Для кого-то из них вакцинация против COVID-19 оказывается неэффективной, а кому-то она и вовсе противопоказана. Поэтому единственным способом защиты таких пациентов от коронавирусной инфекции является пассивная иммунопрофилактика с использованием моноклональных антител», – сказала она. Чтобы улучшить доступность пассивной иммунопрофилактики COVID-19 для пациентов из групп риска, Полина Пчельникова считает необходимым обеспечить регулярное обновление временных методических рекомендаций (ВМР) по COVID-19 с определением конкретных категорий пациентов, нуждающихся в иммунопрофилактике. «Кроме того, необходимо внести в перечень ЖНВЛП препараты на основе моноклональных антител, которые рекомендованы в актуальной версии ВМР, а также включить профилактику моноклональными антителами в программу госгарантий и определить источник финансирования для этих целей. Речь идет о включении моноклональных антител в схемы клинико-статистических групп лекарственной терапии генно-инженерными биопрепаратами и селективными иммунодепрессантами. Также в информационных системах Минздрава необходимо вести учет пациентов, которые прошли иммунопрофилактику моноклональными антителами. Сегодня в России отсутствует система учета пациентов, прошедших иммунопрофилактику», – резюмировала эксперт.

Осуществление на постоянной основе мониторинга эпидемиологической ситуации, включая статистику по реализации иммунопрофилактических мероприятий, позволит оперативно реагировать на существующие и возникающие эпидемиологические вызовы.

Одним из инструментов эффективного планирования развития НКПП должно стать заключение долгосрочных контрактов на поставку вакцин на условиях взаимных обязательств между государством и производителем, а также качественное планирование закупок частными медицинскими организациями. Благодаря этому можно исключить риски отсутствия необходимых вакцин на местах, обеспечить своевременность вакцинации населения, а иммунобиологическим компаниям реализовывать трансфер технологий, наращивать собственные компетенции в области разработки и производства современных вакцин. Об этом своем выступлении говорил советник генерального директора по науке АО «Нацимбио», заведующий кафедрой госпитальной терапии №2 РНИМУ имени Н.И. Пирогова, д.м.н., профессор Игорь Никитин. «Производители иммунобиологических препаратов тратят колоссальные средства на разработку профилактических препаратов, однако все чаще сталкиваются с проблемой, когда заявленный план закупок не реализуется. Такая ситуация складывается с четырехвалентной вакциной для профилактики гриппа, предназначенной для замены трехвалентной. На сегодня закуплено в 6 раз меньше прогноза: 12,5 млн доз вместо 73,9 млн доз. Вакцина для профилактики менингококковой инфекции групп А и С не закупается регионами», – рассказал Игорь Никитин. Он отметил, что не имея долгосрочного прогноза потребностей в обеспечении национального календаря прививок, производители сталкиваются с проблемой непредсказуемого спроса и не могут планировать будущую загрузку своих мощностей.

Региональные календари профилактических прививок в ряде субъектов уже сегодня могут включать в себя мероприятия иммунопрофилактики, которые еще только планируются к включению в НКПП и календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям. Однако вакцинация против этих нозологий носит рекомендательный характер и не является гарантией ее финансирования за счет регионального бюджета.

Еще один предмет многолетней дискуссии между государством и производителями вакцин – система ценообразования. Являясь единственным покупателем вакцин, Минздрав России выходит на торги с установленной ценой, которая делает нерентабельным их выпуск. Производители иммунобиологических препаратов указывают и на то, что при госзакупках не учитывается специфика технологического процесса – его многостадийность и длительность, а также тот факт, что произведенная вакцина имеет ограниченный период использования. Игорь Никитин привел в пример ситуацию, сложившуюся с препаратом внутривенного иммуноглобулина человека нормального «БиоГам». «В России уже несколько лет наблюдается нехватка иммуноглобулина на фоне удорожания сырья и сокращения поставок иностранных препаратов, но наша компания «Микроген» не может зарегистрировать цену на препарат из-за разногласий с ФАС», – добавил эксперт.

Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов обозначил еще несколько проблем, препятствующих развитию системы иммунопрофилактики в России. Одна из них – низкий уровень приверженности к вакцинации у современных родителей и косвенно – у самих врачей: «Мы видим, что сегодня необходимо совершенствование уровня знаний у медицинских работников. Когда врач компетентен в данной области, родителям не приходится восполнять информационный дефицит из непроверенных источников в интернете. Укрепление доверия к специалистам и научно-обоснованное информирование позволят противостоять антивакцинальному лобби и защитить детей от последствий вакциноуправляемых инфекций».

Он также привлек внимание к острой проблеме последствий развития внутрибольничных инфекций, особенно в зданиях медицинских учреждений старой постройки – а именно в таких зданиях, эксплуатируемых по 70-80 лет, располагается большая часть российских больниц. «Микроорганизмы, которые развиваются в стенах стационаров, могут быть нечувствительны для 80% антибиотиков. В результате люди, которые выходят из стационара, где они лечились от своего заболевания, в нагрузку получают заболевание инфекционное и вынуждены уже за свой счет лечиться от него дома. Эта финансовое бремя и для людей, и в целом для экономики нашей страны, поскольку она теряет трудовые ресурсы. По некоторым экспертным оценкам около 3 миллионов человек ежегодно получают инфекционное заболевание в стационаре», – заявил Ян Власов. Он также предложил ввести административную ответственность руководителей медицинских учреждений за частичное рапортирование или замалчивание проблематики заражения пациентов внутрибольничной инфекцией.

Не последнюю роль играет и кадровый дефицит в здравоохранении. Особые сложности клиники испытывают при поиске узких специалистов, к которым относятся и эпидемиологи. По мнению Власова, на эту ситуацию значительное влияние оказывает система оплаты труда, при которой эпидемиолог, не являясь по статусу врачом, получает несравнимо более низкую заработную плату и не может претендовать на надбавки из тарифа ОМС. «Проблему дефицита кадров нужно решат комплексно, начиная с изменения системы образования, условий работы, повышения престижа медицинских специальностей. Внедрить единые для страны правила, согласно которым будет устанавливать размер окладов для каждой специальности, а также стимулирующие компенсационные надбавки», – говорит Власов.

По итогам сессии сформулированы предложения, к которым эксперты планируют привлечь особое внимание органов законодательной и исполнительной власти.

Пресс-служба Всероссийского союза пациентов
pr@patients.ru