Участниками мероприятия стали представители педагогического и родительского сообществ, сферы культуры и общественных организаций

Сопредседатель Всероссийского союза пациентов, член Совета по правам человека при Президенте РФ Ян Власов принял участие в дискуссии о качественном образовании детей будущего, которая состоялась на базе интеллектуального клуба Института наследия и современного общества РГГУ.

Участниками мероприятия стали представители педагогического и родительского сообществ, сферы культуры и общественных организаций, в числе которых – президент Российского фонда культуры, кинорежиссер Никита Михалков, депутат Государственной Думы ФС РФ Вячеслав Фетисов, врач-психотерапевт, президент Высшей школы методологии Андрей Курпатов. Модератором мероприятия выступил советник Президента РФ, научный руководитель ИНиСО РРГУ Валерий Фадеев.

Эксперты обсуждали цель, поставленную Президентом России Владимиром Путиным, – к 2030 году наша страна должна войти в десятку мировых лидеров в сфере образования. При этом сама система образования сегодня, по мнению участников, находится в затяжном кризисе, поэтому как никогда важно фокусироваться на стратегических вопросах развития этой сферы – кто и чему должен учить и учиться, как создать синтез лучших практик советской системы образования и последних лет, как учебный процесс может повлиять на формирование личности ребенка.

На первый план здесь выходит школа, поскольку является единственным социальным институтом, через который проходят все граждане страны. Образовательные учреждения и, в частности, учителя, должны решать не только вопросы обучения по программе, но и задачи воспитания, помогать каждому ученику понимать ценностные основы жизнедеятельности. Между тем, престиж профессии учителя в последние годы сильно пострадал. Поколение «альфа», с ранних лет попадающее на просторы интернет, где можно занять доминирующую позицию вне зависимости от положения в реальном мире, не пытается выстраивать отношения с окружающими и почти лишен авторитетов.

«Когда мы говорим о повышении значимости профессии учителя, нельзя забывать о том, что этот вопрос невозможно решить без устранения первостепенных проблем, которые давно назрели. Это и переполненные классы, и учащиеся – дети-мигрантов, не владеющие русским языком, серьезно затрудняющие образовательный процесс, и дефицит преподавательского состава, а также перегруженность отчетностью, которая фактически не оставляет учителям времени обращать внимания на проблемы учеников и заниматься воспитательной функцией, – отмечает сопредседатель Всероссийского союза пациентов, член Совета по правам человека при Президенте РФ Ян Власов. – Для того, чтобы школа не только обучала детей базовым навыкам и дисциплинам, но и развивала их как личностей, учила нравственности и передавала духовные ценности, накопленные предыдущими поколениями, сегодняшнее положение преподавателей в российской действительности требует пересмотра и решительной поддержки на всех уровнях».

Отдельный блок дискуссии был посвящен цифровой зависимости подрастающего поколения – 50% детей до 10 лет и более 70% детей старше 14-16 лет постоянно находятся в онлайне и не получают необходимого реального жизненного опыта. Врач-психотерапевт, президент Высшей школы методологии Андрей Курпатов диагноз эпохи определил как «информационная псевдодебильность и цифровое слабоумие». В условия цифровой среды важно формировать у ребенка правильное отношение к сети, информации в ней и объему ее потребления. Подвергаясь массированному цифровому воздействию, потребляя очень много визуального контента, у человека, а тем более, ребенка, снижается способность концентрироваться на задачах. По статистике, 20 лет назад человек мог концентрироваться на задаче 2,5 минуты, а сегодня – не более 47 секунд. Учителя должны говорить открыто об этих проблемах, вовлекать родительское сообщество в процесс обучения и воспитания обучающихся, уверен эксперт.

В завершение круглого стола участники обсуждения резюмировали, что вопросы семейного и школьного воспитания многогранны по содержанию и формам реализации, и только совместными усилиями можно выстроить эффективную систему работы, направленную на всестороннее развитие способностей и талантов у детей и молодежи, формировать их гражданскую позицию и ответственность за свою страну, что является одним из национальных приоритетов развития России.